УНИВЕРСИТЕТ МОНСТРОВ: О СОЗДАНИИ МУЛЬТФИЛЬМА В 2001 году, когда Дэн Скэнлон начал работать в Пиксар, шел заключительный этап производства "Корпорации монстров" - четвертого мультфильма молодой студии и первого пиксаровского творения, режиссером которого выступил не Джон Лассетер.Дэн вспоминает, что все участники съемок очень эмоционально переживали окончание совместной работы, как будто большой семье приходилось расставаться друг с другом. Никто и подумать не мог, что через десять лет именно Дэн Скэнлон объединит пиксаровцев для создания еще одного мультфильма про Майка и Салли, первого приквела студии "Университет монстров". В своем интервью сайту USAtoday Скэнлон отмечает, что главной стратегией студии Пиксар является создание мультфильмов, которые хочется показать своей семье. А для этого нужно найти правильную идею. Поиск правильной идеи и сюжета для сиквела "Корпорации монстров" начался сразу после выхода мультфильма в кинотеатрах. Лассетер отвергал и перекраивал множество задумок, каждая из которых была по-своему интересной, но всем не хватало одной важной детали - развития личности, которое возможно только в ранние годы жизни персонажей. Спустя 3-4 года бесплодных поисков неожиданно появилась идея отправить Майка и Салли в колледж, показав их не сформировавшимися подростками, неуверенными в себе и своем будущем. Мысль понравилась, и было принято решение развиваться в этом направлении. Только что делать с фразой Майка "Ты завидовал моей внешности еще в четвертом классе", произнесенной им в "Корпорации монстров"? Скэнлон вспоминает: "Из-за этого ляпа, который не остается незамеченным зрителями, мы чуть было не решили перенести действия мультфильма в начальную школу. Однако это заведение не подходило нам по той причине, что ни о каком развитии личности в четвертом классе не может быть и речи. Тогда мы придумали несколько вариантов развития событий: в каждом из них главные герои знакомятся в детстве, потом что-то происходит, и фильм перепрыгивает на учебу в колледже, когда Майк и Салли встречаются вновь после долгого перерыва. Но именно эти скачки вперед и перерывы в отношениях не удовлетворяли меня, заставляя искать другие варианты и объяснения роковой фразы про четвертый класс". Джон Лассетер и Пит Доктер, режиссер "Корпорации", достаточно наблюдавшие за этими мучительными поисками, в конечном итоге посоветовали Скэнлону не зацикливаться на объяснении этой фразы и начать делать то, что правильно для обоих фильмов: сосредоточиться на описании учебы в колледже, первой встречи героев и развитии их отношений. Прислушавшись к мнению мэтров анимации, Дэн сосредоточил свое внимание на главном сообщении, которое несет зрителям мультфильм: гораздо важнее узнать, кто ты есть на самом деле, а не кем бы ты хотел быть. Это делает "Университет монстров" гораздо тяжелее и серьезнее "Корпорации", но Скэнлон уверен, что до детей дойдет смысл того, что хотели сказать создатели. А между тем фраза про четвертый класс настолько прижилась на студии, что стала среди сотрудников крылатым выражением, означающим долгую дружбу, и американским эквивалентом фразе из "Бригады" "Мы с первого класса вместе". Вслед за ними Дэн Скэнлон стал призывать поклонников творчества студии не воспринимать значение фразы буквально, а считать ее распространенным выражением жителей Монстрополиса. А еще лучше - не заострять на этом внимание и сосредоточиться на действии "Университета монстров". Чтобы лучше передать атмосферу колледжа, Скэнлон со своей командой побывал во множестве студенческих городков США. Стремясь запечатлеть как можно больше личностей, эмоций, взглядов и прочих моментов, которые могут пригодиться для "Университета", художники сделали около 227 246 рисунков и набросков. На данный момент это количество является рекордным для Пиксар. И это неудивительно: мультфильм, насчитывающий больше 300 персонажей (в "Корпорации" только 50), должен показать разнообразие характеров, непохожих друг на друга. Большую пользу принесли также личные воспоминания участников производственного процесса, всплывавшие в ходе многочисленных бесед: сидя в кругу коллег, каждый делился эмоциями, переживаниями и мыслями, возникавшими в голове во время учебы в колледже. Именно таким образом создателям удалось сформировать характеры юных Майка и Салли: будучи монстрами внешне, их внутренний мир ничем не отличается от человеческого. Их обуревают те же страхи, те же сомнения и стремления познать себя. Каждый месяц Лассетер и Доктер устраивали общий сбор и знакомились с результатами работ, проверяя, правильно ли развиваются отношения главных героев и нельзя ли что-нибудь улучшить и подкорректировать. Последствиями таких встреч были пересмотр и перерисовывание материала, а порой и переделывание целых сцен. Например, суровый декан Хардскрэббл изначально был мужского пола. Чтобы нагнать на студентов страху, он кричал и кричал без перерыва, но на самом деле не выглядел таким уж пугающим. На очередной встрече Лассетер вспомнил, что его собственный декан был неулыбчивой и строгой женщиной, которая никогда не поднимала голоса и судила о каждом молча. У нее не было любимчиков, и решения об отчислении она принимала очень легко: ее жертвы порой даже не подозревали, что попали в немилость. Подобная характеристика впечатлила Скэнлона, и с тех пор декан Хардскрэббл стал суровой женщиной, говорящей спокойным ровным голосом, передвигающейся по колледжу, словно тень, и подмечающей все, что творится в ее владениях. Но не только художники и аниматоры старались передать дух студенчества в "Университете монстров". Актеры озвучки, вернувшиеся к своим помолодевшим персонажам, с большой ответственностью подошли к работе. Как говорил Джон Гудмэн, озвучивавший Салли:"Mой герой не мог говорить тем басом, какой был в "Корпорации монстров". Он же подросток, а значит, и голосок его должен быть тоньше и выше, а еще в нем должна чувствоваться энергия молодости. Мы с Билли Кристаллом и Стивом Бушеми, в свою очередь, тоже устраивали встречи и вспоминали жизнь в колледже, а еще пытались воспроизводить голоса, которыми говорили в юности. Подобное мероприятие очень помогли в дальнейшем работе, и я надеюсь, зрители почувствуют, что перед ними действительно молодые Майк, Салли и Рэндалл". "Буквально каждый участник съемочного процесса, - говорит Скэнлон, - а также актеры озвучки понимают, какой груз ответственности лежит на нас. Мы не только не хотим ударить в грязь лицом перед нашими семьями, но также не желаем подставить студию Пиксар, чьи мультфильмы все тринадцать раз стартовали с первой позиции в рейтинге. Помимо этого не избежать сравнения с качеством и достижениями "Корпорации монстров", чья касса превысила $560 миллионов. А еще (хотя об этом никто не говорит вслух) нужно выступить достойным конкурентом "Семейке Крудс", единственному сильному анимационному противнику этого полугодия. Задачи перед нами стоят трудные, но от результата нашей работы будет зависеть решение боссов студии выпускать или нет больше пиксаровских мультфильмов в год". Английский источник - USAtoday. Перевод статьи -JuliettochkA- Но вернемся к картинкам и рассмотрим все поподробнее.
Монстропология или создание образа декана. Зачастую работа требует не только креативности, но и наблюдательности (не считая жуткой усидчивости). Как наглядный пример – Деканша. Ребята из BuzzFeed встретились с режиссером Доном Скэнлоном, чтобы узнать о создании образа этого персонажа и получить эскизы ранней версии его внешности. Как мы уже знаем, изначально декан должен был быть мужского пола, с довольно ворчливым характером и ужасно крикливым. Выглядел он, как оказалось, крокодилоподобно, с заспанными глазами и брежневскими бровями. Это не особенно пугало, поэтому за четыре недели до начала съемок (когда дизайны всех персонажей уже утверждены и на переделки времени почти нет) решено было полностью изменить и характер персонажа, и его пол. Говорит Скэнлон: "За плечами нашего пожилого декана лежала долгая карьера профессора, в конце которой он стал деканом, умудренным опытом, самым мощным страшилой всего факультета. Если вы посмотрите на это аллигатороподобное существо, поймете, что у него есть не только моральная, но и физическая сила. Физически сильных персонажей у нас и так чересчур много (одно братство ROR чего стоит), а мы хотели чего-то более тонкого. К тому же, если бы мы не изменили пол этого персонажа, у нас не было бы главного женского образа. А это большое упущение". Как вспоминает 16-летний пиксаровский ветеран Джейсон Димер, быстро отказаться от персонажа, на создание которого ушел целый год, просто невозможно. Сначала дизайнеры пробовали сделать существующий образ декана более женственным, но это выглядело, "как помада на свинье". И тогда они поняли, что нужно начинать все с нуля. Работа, на которую обычно тратят год, была проделана за четыре недели. Чтобы уложиться в такой краткий срок, Димер собрал "Команду Хардскрэббла", включавшую всех художников, работавших на "Корпорации монстров", а также некоторых художников по персонажам. В нее вошли все, кто создавал предыдущий образ декана. Несколько дней эти люди думали, какое животное ляжет в основу в этой героини: перебирали от бабочки до летучей мыши, от краба до совы. Делали наброски, прикрепляли кнопкой к доске и просили режиссера выбрать подходящий скетч. Скэнлон внимательно изучал все рисунки, затем качал головой и говорил "Извините, ребята, но это все не то". В чем проблема? "Идея заключалась в том, что Терзалес - лучший страшила всех времен, ставший затем педагогом", - говорит Димер, - "эти аспекты необходимо примирить визуально". Отличный пример того, как непросто это сделать, - эскизы Даниэлы Стрижьевой, в прошлом работавшей над деканом-аллигатором. Она представила два рисунка. Дизайн слева Димер охарактеризовал "достаточно страшным монстром, не обязательно работающим в университете"; правый - "возможно декан, но точно не страшила". Решить проблему помог Скэнлон: во время своего очередного визита он предложил команде удлинить тело персонажа. Когда художники последовали совету, декан стала похожа на гигантскую сколопендру с ядовитыми ногочелюстями. Такая вызовет ужас не только у людей, но и у монстров. А вот это членистоногое во всей красе. Это очень отвратительное гигантское насекомое из Южной Америки было именно то, что нужно Пиксару. "Как ни омерзительно смотреть на это животное, - продолжает Димер, - нельзя отрицать, что его движения не лишены элегантной красоты. Мы утвердили сороконожку в качестве основы для деканши и по интернету нашли дилера, поставляющего в Америку этих насекомых. Нам привезли сколопендру в специальном контейнере, и она сидела у нас в офисе два месяца. Когда один из художников решил открыть коробку, она бросилась на него, и мы заорали от ужаса. Вызвали опять этого эксперта по насекомым, и он открыл контейнер руками в длинных (до локтя) перчатках, достал сколопендру щипцами, сказав при этом: "Если она вас укусит, вы не умрете. Но вы будете молить о смерти". Мы подумали "О боже, и эта штука сидела у нас два месяца!". Мы никогда не предполагали, что анимация может оказаться опасной профессией". В итоге сороконожку отдали назад эксперту, не забыв при этом сделать максимальное количество скетчей. Как только определились с основой, остальные детали дизайна встали на свои места. Для головы декана обратились к рогатым ящерицам; крылья и руки позаимствовали у летучих мышей (художники нашли даже фотографию сколопендры, пожирающей летучую мышь. Пожалели, что при этом летучая мышь не ела голову рогатой ящерицы). На этапе присоединения персонажу крыльев выяснилось, что аллигатор-декан тоже был крылатым, однако больше пользовался для устрашения интеллектом, а не физическими данными. Крылья деканши, однако, текстурой напоминают скорее твид, чем летучую мышь. "Так удобнее прятать их под пиджак", - ответил арт-директор Дайс Цуцуми. Последним элементом образа Ады Терзалес был выбор голоса. Британская актриса русского происхождения Хелен Миррен как нельзя лучше подошла на эту роль. Димер говорит: "Мы чувствовали себя счастливыми от того, что нашли идеальную внешность для декана. Не могли дождаться, чтобы увидеть ее на экране. И даже ругательства, сыпавшиеся на нас из отдела анимации (ребята понимали, что анимировать все эти движущиеся вразнобой ноги - очень большая заноза в одном месте), не могли нас охладить. Затем и Хелен Миррен, внесшая свою лепту в госпожу Хардскрэббл, помогла создать отличного персонажа. Работа над ним была похожа на испытание огнем, но именно им я больше всего горжусь". Ну а теперь небольшое видео про нее из отдела анимации: Английский первоисточник. Перевод статьи -JuliettochkA- Кстати: Маленькое лирическое отступление или «музыкальная пауза»:
Маленькое лирическое отступление или «музыкальная пауза»:
P.S. Стив Бушеми ^___^